Психологическая самопомощь

В последние десятилетия наблюдается бурное ускорение научно-технического прогресса, что приводит к связанным с этим изменением образа жизни, предъявляющим чрезмерные требования к нервной системе человека, так называемая – гиперстимуляция

Данный фактор сочетает в себе:

В условиях продолжающегося (и ускоряющегося!) роста и распространенности стрессовых расстройств, возможность психологической самопомощи является наиболее перспективным, массовым, наименее затратным направлением психокоррекции.

Специалист может научить пациента брать ответственность на себя и дать в его руки технологию, пригодную для самостоятельных занятий. Телесно-ориентированные техники, опирающиеся на работу с телесными ощущениями, представляются наиболее удобными для самостоятельного применения.

Для каждого человека жизненно необходимо развиваться, не оставаться статичным, вне зависимости от того, отдает он себе отчет в этом или нет. Личностный рост необходим  для удовлетворения глубинной потребности в самоактуализации (самоопределение):

По большому счету, он необходим для поиска своего места в жизни, осознания индивидуального жизненного смысла и предназначения, без понимания которых невозможно обретение счастья и полноты жизни.

Человеку свойственно заблуждаться, как говорили древние римляне. И в наибольшей мере ему свойственно заблуждаться на свой собственный счет. Человек обычно думает, что он живет рассудком – своими логическими, словесно-оформленными мыслями, на самом же деле живет он образами, генерируемыми подсознанием и лежащими в основе устойчивой, глубинной (правополушарной) мотивации. Задача психологической саморегуляции и личностного самосовершенствования – сделать этот процесс максимально осознанным и управляемым, «найти опору в самом себе».

Каждому необходим:

нервы нервная сеть

Основным видом стресса для современного человека является стресс психоэмоциональный, поэтому психосоматические расстройства можно с полным правом назвать «болезнями неотреагированных эмоций».

Реакция релаксации представляется универсальным механизмом снятия психической напряженности (и решения множества психологических проблем). Именно с этим связана широкая популярность релаксационных процедур в самых различных методах психокоррекции, и в первую очередь, конечно, телесно-ориентированных. Активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, лежащая в основе реакции релаксации, полезна в борьбе не только с психосоматическими, но и собственно душевными заболеваниями (в частности, она лежит в основе лечения депрессии с помощью метода стимуляции блуждающего нерва).

С точки зрения телесно-ориентированной психокоррекции, осознавание телесных ощущений, связанных с тем или иным внутренним органом, и проработка этих ощущений способствует нормализации функционального состояния этого органа. В основе получаемого подобным образом положительного эффекта лежит, по-видимому, достижение более полноценного функционирования нейронных взаимосвязей. Эти схематические представления непосредственно приложимы к механизмам возникновения эмоций, которые представляют собой условные рефлексы, функционирующие на неосознаваемом уровне. Точнее, автоматически – бессознательно включается первое звено сложной рефлекторной цепочки эмоциональной реакции; доступная же осознаванию эмоция становится только на более поздней стадии.

По теории происхождения эмоций, эмоциональная реакция начинается с рефлекторного изменения состояния мышц и внутренних органов. Точнее, вначале возникает эмоциональная реакция на уровне «подсознательной» части мозга – коры правого полушария мозга и лимбико-ретикулярной системы. Вслед за ней наступает очередь вегетативного сопровождения, то есть вызванного эмоциями напряжения мышц, учащения сердцебиения и дыхания, изменения состояния других внутренних органов.

В дальнейшем, когда эти физиологические сдвиги распознаются «сознательной» частью мозга, возникает собственно человеческая, осознанная эмоция.

Это может происходить либо быстро, буквально за десятые доли секунды, либо напротив, растянуто во времени, когда эмоция длительное время остается скрытой, созревает подспудно. На данном этапе возникают первоначальные эмоционально-индуцированные сдвиги в состоянии мышц и внутренних органов. И лишь после того, как мы осознаем эти физиологические ощущения, направив на них внимание, мы осознаем свои чувства. Если же внимание на этом не фокусируется, то эмоции создают некоторый фон, определяющий функциональное состояние человека, его самочувствие и настроение.

В поисках выхода из эмоционального тупика человек и пытается прибегать к таким упомянутым ранее средствам высвобождения подавленных эмоций, как алкоголь и наркотики, агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию.

Отчасти близка к подобному подходу и так называемая психотерапия творческим самовыражением помогающая человеку почувствовать удовлетворение жизнью через моменты творчества. Показано в этом плане также глубокое мышечное расслабление. Оно особенно полезно тем, что непосредственно приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым, или стресс-лимитирующим действием эндорфинов.

камни камень на камне

Один из методов психокоррекции это метод Ретри. Метод Ретри (или Ре-3) предназначен для коррекции функционального состояния человека, включая снятие стресса, проявлений тревожности и депрессии, утомления, панических атак, а также повышение работоспособности, оптимизацию обучения.

Метод включает три составные части (три «РЕ»):

Сущность метода представляет собой формирование у человека навыка самостоятельного вхождения в эти состояния и их утилизации. Теоретической основой метода является модель состояния сознания, как кратковременного изменения профиля функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При его формировании  происходит динамическая перестройка функциональной асимметрии полушарий в обратной последовательности по отношению к этапам ее формирования в процессе возрастного развития (т.н. физиологическая возрастная регрессия). Тем самым достигаются состояния сознания, характеризующиеся повышенной обучаемостью (сенситивностью) и способствующие трансформации индивидуального опыта.

Практической основой метода является набор релаксационных и дыхательно-медитативных упражнений. Используются также компьютерно-опосредованные процедуры (аудиовизуальная стимуляция, подпороговое восприятие).

Соответственно имитация подобной сенсорной среды помогает вызвать у человека функциональное состояние, сходное с состоянием нервной системы ребенка во внутриутробном периоде. Сюда относятся такие психофизиологические механизмы, как:

Перед началом освоения различных техник релаксации, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом, который поможет подобрать подходящую Вам технику и освоить ее для дальнейшего самостоятельного применения.